?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

to do list.jpg


Когда у меня появляется тревожное ощущение “слишком много дел”, мне с ним очень помогает работать методика “Бесконечный список”.

Откровенно говоря, я не помню, вычитала ли я её где-то именно под таким названием и с таким алгоритмом или синтезировала из нескольких источников, ибо дело было давно. В целом, на авторство не претендую, а не поделиться не могу - уж слишком она прекрасна 😃

Суть очень проста: сеть, взять бумагу и ручку и в режиме свободного полёта (ага, модного “фрирайтинга”) выписать ВСЕ дела, которые приходят в голову под флажком “Надо сделать”.

Не имеет решительно никакого значения, когда у них жёсткая или гибкая дата выполнения, к какой сфере жизни они относятся и насколько они масштабные. Единственное, когда речь идёт о многосоставных задачах, целесообразно написать некий подзаголовок (“Покупка подарков”), а потом вложенным списком к нему выписать конкретные пункты (“Подарок маме придумать”, “Подарок маме, другу, свату купить в магазине Икс” и т.д.), чтобы мозг не прокрастинировал на объёмных и размытых по сути. Дробим до такой степени, чтобы любая единица списка делалась за один присест и без лишних размышлений “А как это сделать?” (их выносим отдельно, коли чувствуем, что они будут).

Важно: каждый пункт или подпункт пишется с новой строки. Лучше, если поставите слева ещё какие-то “значки списка”, я вот точки посреди строки по вертикали делаю, их потом удобно в другой символ превращать.

Пример того, что получается:

  • Оплатить электричество

  • Сделать фото на документы

  • Ежедневник:


    • Найти, где продаются новые сменные блоки

    • Купить блок на 2018


  • Свозить котов к ветеринару

  • Позвонить Василию и поздравить с ДР 28.12

  • Скачать видео о роли солнца в жизни растений

  • Проверить, хватит ли места на карте памяти фотоаппарата для поездки


Что в итоге?

  1. Если не придумывать себе дела намеренно, чтобы список казался повнушительнее, их всегда оказывается меньше, чем было по абстрактному ощущению “Всё пропало!” Это уже вселяет оптимизм.

  2. Голова разгружена от необходимости держать всё это в “оперативной памяти” - ресурсы мозга высвобождаются для более приятных и важных задач.

  3. С получившимся списком можно работать сотней разных способов (от “записать и забить на половину” 😃 до приоритизации по симпатичной вам системе). Я вот ещё обычно группирую задачи по месту (район, например, куда сразу несколько пунктов привязаны), “одинаковости” (оплата счетов через Интернет) и иногда - по сферам. Переписывать всё не обязательно, я, скажем, цветами себе маркирую всё в том же списке.

  4. Появляется приятный элемент игрификации с вычёркиванием пунктов и зарабатыванием “баллов” (ещё призы себе можно назначить).

  5. Всегда есть, на что опереться, когда не знаешь с ходу, что важнее/срочнее сделать в конкретный день или вдруг освободившийся промежуток времени.

И пара слов про название: вроде бы “бесконечный” должно добавлять груза на плечи и уныния, что список никогда не закончится. Но лично мне наоборот становится легче от осознания, что, “всех дел не переделаешь” и это, в общем-то, нормально. Это означает, что жизнь продолжается, и с каждым днём появляются не просто to-do пункты в ежедневнике, но и спрятавшиеся за ними интересные вызовы и возможности.


Телеграм-канал с анонсами публикаций

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
ivannaf
Dec. 20th, 2017 09:29 am (UTC)
В одном из курсов по тайм-менеджменту давали похожий рецепт списка, совет был - завести отдельный блокнот/листы, куда в общем порядке и с подразбиванием на мини дела выносились все мысли о "сделать". Каждый день вычеркивать сделанное и заносить новые дела. Раз в какой-то срок нужно было просматривать список и выносить те, что не были сделаны в начале списка в его конец, предыдущие листы скреплять и не заглядывать в них -0 там только вычеркнутые дела оставались. Самое странное, что со временем начинаешь делать те, что в хвосте списка, а более ранние или "отваливаются" за ненадобностью, или не делаются. В таком случае их нужно проанализировать и попробовать видоизменить, чтобы они были все же сделаны. Частенько дело по поиску платья на вечеринку не может быть сделано, потому что нужно не искать платье, а ходить по магазинам и смотреть сайты магазинов, каталоги. Переназвав дело, получался положительный результат :)
Полезная техника, в общем!
enchanting_lady
Dec. 20th, 2017 09:40 am (UTC)
Да, техника, в общем, такая и логически, и интуитивно понятная, что у неё множество модификаций, и встречаются они довольно часто) Я люблю такие "баянистые баяны", которые отлично работают, несмотря на кажущуюся банальность.

Спасибо за пример с переименовыванием пунктов - это очень полезно понимать! И действительно, всякие "сходить к врачу" либо распадаются ещё на десяток задач, либо просто требуют уточнения формулировки.

Как, кстати, к себе технику применяете? Постоянно или время от времени?
ivannaf
Dec. 20th, 2017 10:38 am (UTC)
Применяю, как вы описали: когда кажется, что "шеф, всё пропало!".
В обычной жизни предпочитаю сразу назначить делу дату и время, пусть это и будет срок через пару месяцев, и расписываю подзадачи по ежедневнику.
Так сразу видно, например, что "испечь пряники" это в один день закупить продукты, в другой день сделать тесто, в третий день испечь, и еще два дня на расписывание пряников глазурью, то есть, одним днем не отделаться - тесту нужно несколько часов в холодильнике.
Сейчас, перед Новым годом, ввела правило в работе составлять строгий план, который каждый день пересматриваю, пересчитываю документы и план меняется на несколько дней вперед, но у меня работа такая: уже есть объем документов, который нужно полностью обработать и убрать в архив, но этот объем ежедневно пополняется, а я хочу до Нового года сделать все и оставить пару дней на приведение в порядок других вещей
enchanting_lady
Dec. 21st, 2017 12:37 pm (UTC)
Спасибо, что поделились! Здорово, что вы так структурно научились мыслить, что дела, подобные "пряникам" сразу распадаются на реальные составляющие.

Удачи с предновогодними задачами, пусть всё получится и успеется без лишнего стресса!
ivannaf
Dec. 21st, 2017 01:42 pm (UTC)
Спасибо вам за ваши записи!
Оказывается, я без гугла знаю, что такое Матрица Эйзенхауэра, а ведь совсем забыла и не применяю.
С Наступающим Новым годом!
enchanting_lady
Dec. 21st, 2017 01:58 pm (UTC)
Очень рада, что Вам интересно и отзывается!)

Про матрицу: мы и правда часто много знаем, но, увы, применяем очень мало(

Спасибо!) И Вас с наступающими праздниками!
melisyonok
Dec. 20th, 2017 11:18 am (UTC)
что делать тем, кто и так постоянно такие списки пишет и поэтому это уже перестало помогать? :))))
bleu_claire
Dec. 20th, 2017 02:53 pm (UTC)

Дай лапу - моя проблема когда одно дело очень сложно разбить на мини дела и задачи

enchanting_lady
Dec. 20th, 2017 03:28 pm (UTC)

Марине выше ответила, но не уверена, что вы про одно и то же)

Дробить сложно, но записать такие типа понятные вещи как «создать файл Х», «погуглить уровень цен на У», «составить список документов З» сильно помогает. Но не в теории, а на практике.

В идеале, рекомендуют задачи дробить до такой степени, чтобы их понял, условно, сторонний человек и мог выполнить. Затык часто в том, что правда, когда список делаем, думаем «это и так понятно» и сильно обобщаем, но внутри-то чуем, что задачка не на один присест... Считается, что адекватно сформулированный пункт - это когда делается за раз и за 15-20 минут времени. Если сложнее - опять дробить. А уж потом под настроение можно и несколько сделать...

И в целом я за вычеркивание лишнего и честность по поводу всяких «хорошо бы», что многим из них не суждено сбыться, да и не очень-то хочется. А если надо всё и сразу - тогда искать, кому заплатить и делегировать по-максимуму, отказавшись от непринципиальных придирок к качеству

Про конкретику готова подробнее говорить, конечно же)

melisyonok
Dec. 20th, 2017 04:26 pm (UTC)
мне кажется, не про одно и то же, да
я, например, оч легко разбиваю дела на пошаговые задачи, но зато, как я ниже написала, потом перечень этих задач на две страницы меня парализует)
enchanting_lady
Dec. 20th, 2017 03:21 pm (UTC)

Если не быть Кэпом и не говорить «попробовать другие методики», предложу 2 варианта: 1) Взять последнюю версию своего списка, переписать и максимально подробить по такой технологии. Пока будешь переписывать, что-то точно переформулируется/разложится на этапы/отвалится. 2) Уместить всё в матрицу Эйзенхауэра (важно/срочно/неважно/несрочно), оценить пожары и начать с важной строчкой (обоими квадратами) работать.

Ну и да, реально признаться себе, что ты делать не хочешь и не будешь, и посмотреть, как это можно делегировать/купить чьё-то время/услугу)

А если совсем ничего не помогает: проверить физические ресурсы и пощупать своё «Зачем?» по зависшим делам)

Если ничего не поможет - пиши с конкретикой))

melisyonok
Dec. 20th, 2017 04:25 pm (UTC)
ты знаешь, кстати, отличная идея
про квадрат на всех тренингах говорят, но мне что-то как сквозь сито
просто детальные и разбитые на маленькие пошаговые задачи во всех областях списки я пишу давно и методично, но иногда длинный список на 20 пунктов меня в итоге парализует и я заканчиваю тем, что делаю самое простое просто чтобы получить кратковременное удовольствие от вычеркивания чего-то из перечня и день проходит крайне непродуктивно

попробую квадрат, тем более, я на новый год сменила формат ежедневника на побольше, есть где дела в 4 группы распределить!
enchanting_lady
Dec. 21st, 2017 12:36 pm (UTC)
Думаю, вполне может "зайти" метод Эйзенхауэра, он всё-таки весьма проверенный временем и кучей людей) Напиши потом, буду рада

Ещё вот что могу предложить: как напишешь гигантский список микрошагов - расписать их по 1-2 на предстоящие дни недели. И убрать. Чтобы ты больше вот этот огромный перечень не видела, зато чётко в ежедневнике понимала, где конец проекта (его можно ещё ярко как-нибудь выделить). Тогда мозгу будет проще: это как игра в пакмана - ты по 1-2 зёрнышка в день съедаешь и неуклонно к цели движешься) Главное - подчеркну - убрать от себя пугающий фолиант с делами по одной задаче в одном месте
vutshyxt
Dec. 23rd, 2017 03:44 pm (UTC)
Сам пользуюсь "бесконечным списком", только сделал его в Google Keep'e.
А что думаете по-поводу именно приложения некого - что нравится? Чем Google Keep не нравится, если пользовались?
enchanting_lady
Dec. 24th, 2017 02:03 pm (UTC)
Именно такие списки я люблю писать от руки - приятно из них физически вычёркивать + рисовать какие-то связующие линии, наносить свободно пометки... Лично мне так думается лучше, применительно конкретно к ситуациям, когда дел много, их надо выгрузить из головы и начать с ними что-то делать.

Google Keep хороший сервис, но не пользуюсь им - просто нет необходимости в дополнительном приложении: если что-то храню в электронном виде, это у меня либо в Evernote (архив постов и идеи к ним, например), либо просто в стандартных "Заметках" iPhone+Mac

А Вас что именно в Google Keep'e привлекло?
vutshyxt
Dec. 24th, 2017 02:56 pm (UTC)
Понял позицию
Изначально мне понравилось тем что - список всегда под рукой и необходимости носить ежедневник нет. Но функционал мог быть побогаче + список правда нескончаемый получается, а это давит.
enchanting_lady
Jan. 17th, 2018 06:39 pm (UTC)
Вот, кстати, чтобы нескончаемость списка не давила, я, в том числе, и веду его на бумаге - в органайзере А5, который хранится на рабочем месте, с собой я его не ношу. А раз в неделю или несколько дней, если период загруженный, я просматриваю изначальный и раскидываю его дела уже по планеру на ближайшие дни - часто и в электронный календарь. Так получается довольно быстро обновлять Большой Список, много вычёркивать и выкидывать, поэтому морально очень приятно)
( 17 comments — Leave a comment )