?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Помню, когда я готовилась к вступительным экзаменам на факультет психологии, думала, что это единая наука, у которой по важнейшим жизненным вопросам есть хотя бы более-менее стройные представления (да-да, опыт изучения политологии и международных отношений в течение шести лет до этого меня, видимо, ничему в этом смысле не научил 😃).

Через несколько месяцев выяснилось, что, во-первых, все привычные мне как обывателю, даже уже интересующемуся коучингом, слова в формальном фокусе значат совсем другое. Пришлось заново разбираться, что такое “отношения”, “мотив”, “мотивация”, “психотравма”, “экстраверт”, “потребность” и так далее. С тех пор переклинило в другую сторону: мне иногда стало сложно в задушевных разговорах под бокал чего-либо: политику я и так давно не обсуждала, а тут ещё и куча таких “бытовых” понятий, например, “манипуляция” начали вызывать нервный тик, ибо как только их ни используют. Плюс, конечно же, есть и просто расхождения во “внутренних личных словарях” людей: мы произносим постоянно кучу абстрактных слов, иногда подразумевая под ними совершенно разные вещи.

По мере моего погружения в факультетскую жизнь, я обнаружила ещё пару пренеприятнейших известий: оказывается, стройных ответов не просто нет, всё ещё хуже. Они есть, но в рамках десятка школ - абсолютно разные. Иногда полностью противоречащие друг другу. Да и вообще, как достигнуть счастья и нирваны, никто рассказывать не хочет. А некоторые и вовсе говорят, что любое счастье и творческий прорыв - следствие горьких опытов прошлого или отработка негативных эмоций.

Хорошенькое начало, ничего не скажешь…

На самом деле, это всё был закономерный процесс погружения в новую для меня область: со своей начальной эйфорией и предвкушением, с последующим ощущением, что ничего не понятно и всё бесполезно. Затем - фаза “я-всё-знаю-про-эту-жизнь” и цинизм. Ещё щепотка неразберихи. Проблески смирения. Капелька просветления. И наконец - постепенно рассеивающийся в голове туман, за которым стали проступать первые очертания собственной профессиональной идентичности.

В общем-то, как и при освоении любого навыка, сначала стимулов, информации, мнений так много, что, кажется, за всем совершенно невозможно уследить, а потому - или провал неизбежен, или учитель глупец, или сфера дурацкая. И только когда часть простейших действий (умственных тоже) переходит в автоматический режим, учишься различать, на что нужно обязательно обращать внимание в той или иной ситуации, что надо просто принять к сведению, а что - фоновый белый шум.

Сейчас я всё ещё (или уже?) отчётливо понимаю, что в учебниках психологии нет решения всех задач. Но в дополнение к этому я осознаю, что было бы странно, если бы они там содержались в виде чётких тезисов и алгоритмов: это бы противоречило всему, что мы знаем про творческую природу человека, про многогранность личности, про сложность комбинации психологических факторов и черт, которые образуют каждого из нас. В конце концов, это бы точно конфликтовало с идеей существования разной иерархии индивидуальных ценностей, исключало возможность кризисов самоопределения и/или смешанных и неопределённых идентичностей.
Психология как наука и как практика - про поиск и выработку личных ответов. Про собственные смыслы. Про свободу принимать решения за себя. Про уважение границ. Про красоту в многообразии.

И в этом смысле - хорошо, что пресловутых ответов нет, а есть только отдельные закономерности и направления мысли. Наука - не религия и не тоталитарное государство. И даже физика полна внутренних противоречий и споров между учёными…